Моя визитка
Роль психолога в школе
Использование рисуночных метафор
Конфликтология - "Давай, договоримся!"
Вопросы воспитания в картинках
НАЗАД

14. Термометр – любовь человека

Представим простой термометр. Когда ртутный столбик находится низко и показывает нам низкую температуру, нам холодно и неуютно. Но можно одеться потеплее и, тем самым, смягчить холод. Столбик термометра поднимается до той температуры, когда нам очень хорошо, что называется «не холодно, не жарко». Нам уютно, комфортно, хочется что-нибудь делать, придумывать, творить и пр. Но если случается так, что термометр показывает нам жару, нам вновь становится не по себе. От сильного зноя трудно скрыться, все мысли только о ней. Все другое перестает существовать.

В любви се очень похоже. Когда ее нет, или она не очень сильна, человек ждет ее появления, но, в общем-то, с этим можно жить и испытывать удовлетворение от жизни, если отвлечься на что-либо другое или внушить себе, что любовь ему не очень-то и нужна. Когда появляются чувство влюбленности, любви ровной и спокойной – тогда повышается и жизненный тонус, тогда все получается, глаза «светятся» счастьем и все в этой жизни кажется невероятно прекрасным. Сознание при этом способно на трезвый, взвешенный анализ ситуации. Но очень сильное чувство любви – страсть, иногда болезненная, может стать доминантой всей жизнедеятельности, поглощающей, подчиняющей и сознание, и чувства, и поведение. Такое чувство обычно не длиться очень долго, быстро угасает и пропадает.

15. Подарочные коробки – впечатление о человеке.

Человек видит перед собой две подарочные коробки. Что в них ему не известно, но одна коробка так и «пышит» красотой: яркая, блестящая упаковка, пышный бант – все это так привлекательно и заманчиво. А вторая коробка – упакована довольно скромно, без излишеств. Что выберет человек? Ведь может оказаться, что в скромной упаковке очень ценная и интересная вещь, а в красивой – какая-нибудь безделушка.

Часто оценивая людей, мы тоже в первую очередь обращаем внимание на их внешность, на то, как они одеты, какие украшения и аксессуары на нем. И лишь через определенное время понимаем, что большую ценность имеет характер человека, его способности, его особенности. Очень часто девочки подросткового возраста своей внешности уделяют гораздо больше внимания, чем общечеловеческим ценностям. Они легко по началу заводят друзей, легко знакомятся с молодыми людьми, но, как правило, так же легко их и теряют. А другие – боле скромные и терпеливые, найдя друзей способны долго их не терять и ценить дружбу.

16. Забор – преодоление трудностей.

Когда люди видят на своем пути глухой забор, они действуют по-разному. Одни идут напролом. Царапаясь и падая, пытаются перелезть через него. Другие – решают дальше вообще не идти и поискать более легкие пути. Третьи – пытаются найти или сделать дверь или щель в этом заборе. Кто-то сидит и ноет, ждет, а иногда просто требует помощи со стороны. Кто-то преодолевает забор с помощью друзей, знакомых.

Так же человек действует и в трудных жизненных ситуациях. Одни борются до конца, не унывая и не плача над неудачами, другие – раскисают сразу при первой же трудности, третьи начинают хитрить, искать различные лазейки. Самое главное при этом – будет ли достигнута цель? Каждый привык к своему способу решения проблемы, и трудно бывает попробовать другой. Но научиться преодолевать заборы необходимо, потому что от того что мы уйдем от проблемы, меньше этих заборов не станет.

17. «Растение – сорняк» - проблема.

Когда мы смотрим на растение – сорняк, которое только и делает, что мешает расти нужным растениям, мы видим только ту его часть, которая находится над землей. Мы знаем, что есть у него корни, но какие они и сколько их мы можем только догадываться. А иногда даже и не очень-то желаем знать о них. Сорвав сорняк, оставив корни в земле, мы не избавимся от него полностью. Через какое-то время он все равно вылезет и буде нам мешать.

Проблемы бывают в жизни у каждого человека. Их не возможно избежать совсем, но можно научиться их правильно анализировать и правильно к ним относиться. Для этого надо научиться видеть не только саму проблему (ту часть сорняка, которая находится над землей), но и попытаться определить ее причины (корни, которые не видны). Определив причины проблемы, проанализировав их и составив план действий по ее ликвидации (удалить корни) мы сможем удалить и проблему из нашей жизни. Это можно сделать с помощью не сложных вопросов:

  • Что меня беспокоит на данный момент?
  • Почему меня это беспокоит? (определить несколько причин)
  • От кого они зависят: от меня или кого-то другого?
  • Какие отрицательные и какие положительные последствия возможны? (практически в любой проблеме, можно найти позитивные последствия)
  • Что я могу сделать, чтобы искоренить причины моего беспокойств

    18. Мяч – конфликт.

    Представим ситуацию, что в человека брошен мяч. По каким причинам это может произойти? По разным: может человек хотел привлечь к себе внимание, может хотел обидеть, или поиграть, а может мяч случайно попал в другого. Ситуация будет развиваться в зависимости от того, как в данном случае поведет себя второй человек. Ответит агрессией? Тогда неизбежна ссора. Не бросит в ответ мяч, а попытается выяснить, чего хотел бросивший? В данном случае возможно разрешение ситуации, выяснение отношений. Он может обидеться и уйти, пойти жаловаться? Тогда ситуация останется нерешенной и отношения будут еще более накаляться. Возможно, что один таким образом приглашал другого поиграть в мяч. Когда люди играют, они стараются выиграть. Но это возможно, если будут учтены интересы и потребности обоих игроков.

    Поведение людей в конфликтной ситуации похоже на игру в мяч. Когда не учитываются причины возникновения конфликта, не учитываются интересы обеих сторон, происходит либо бесполезное перекидывание мячика, либо броски намеренно болезненные. Хотя на самом деле конфликт не такая уж и противная вещь. Если его правильно оценить, он приобретет конструктивный характер, приведет к развитию благоприятных отношений.

    19. Оса в комнате – навязчивая мысль.

    Вы сидите в комнате и занимаетесь любимым или очень важным делом: читаете, мастерите, пишете и пр. вы очень увлечены и не хотите отвлекаться. Вдруг в комнату влетела оса. Вы понимаете, что она в любой момент может вас ужалить, причем неизвестно куда. Ваши мысли постепенно начинают заполняться только тем, что ожидаете укуса. Важное занятие уже не привлекает вашего внимания как прежде. И чем дольше вы находитесь в такой обстановке, тем больше думаете о жалящем насекомом. Примерно так можно представить навязчивую мысль о предстоящей неудаче, о нанесенной обиде, о каком-либо опасении и пр.

    Что же делать? Нужно либо прерваться от важного занятия и прогнать осу, либо уйти в другую комнату. Но при этом нет гарантии, что оса не появится вновь. Чтобы не провоцировать появление опасного насекомого, необходимо заранее предотвратить ее появление, что называется перекрыть ему доступ.

    Чтобы ваши мысли не заполнялись понапрасну неуверенностью и страхом, необходимо уметь управлять своими мыслями. Внушать себе уверенность, уметь правильно анализировать ситуацию, не быть в «плену» мысли – доминанты.

    20. Качели – внутриличностный конфликт.

    Согласно теории З. Фрейда и Э. Берна, человек конфликтен по своей природе. Внутри самой личности сосуществует множество так называемых субличностей, я – образов, которые характеризуют личность с разных сторон и относятся к проявлениям личности в разных отраслях. Среди прочих в нас существуют конфликтующие «тройки» субличностей. Одну из таких составляют:

  • «Оно» (по З. Фрейду, «ид» или «ребенок» у Э.Берна) – существо игривое, творческое, живущее настоящим моментом; это вечный искатель и пропагандист блаженства и счастья.
  • «Сверх - Я» (или супер - эго, совесть, родитель) – строгий господин; носитель приказаний, запретов, моральных ценностей, в том числе и заблуждений. Это некий сыч, неустанно грозящий пальцем и предупреждающий, что если «оно» будет все делать по-своему, то это никогда добром не кончится.
  • «Я» (эго, взрослый) летает между ними, как пчелка, и пытается разумно уравнять их позиции. Так чтобы и совесть получила свое. И ид не остался с носом, и одновременно все было бы в порядке во внешнем мире. У «Я» не легкая роль.

    Всех их можно представить на одной качели, где «я – ребенок» находится на одной стороне, «я – родитель» на другой, а «я – взрослый» находится между ними. Он постоянно перетягивает качели то в одну сторону, то в другую. И в зависимости от этого, человек ведет себя определенным образом

    21. Колос - система ЗОЖ.

    Когда учеников спрашивают: «Что такое здоровый образ жизни?», они незамедлительно отвечают: «Не пить и не курить». Часто в смысл здорового образа жизни люди вкладывают отсутствие вредных привычек (не пить, не курить) и наличие полезных (занятия спортом). При этом не берутся в расчет многие другие факторы, влияющие на наше здоровье. Если всю систему ЗОЖ представить в виде колоса, то в корнях его должно быть то, что позволяет нам быть здоровыми:

  • Пол, возраст, состояние здоровья
  • Условия обитания
  • Одежда, работа, отдых, питание
  • Наличие полезных привычек
  • Отсутствие вредных привычек

    Зернами этого колоса можно представить те внешние факторы, которые могут повлиять на наше состояние.

  • Биологический (растения и животные)
  • Физический (температура, давление)
  • Химический (качество пищи, ядовитые вещества)
  • Психологический (психологический климат, стиль общения, взаимоотношения.
  • Отношение самого человека ко всем эти факторам

    Только здоровый колос с сильными корнями и при благоприятных условиях может дать здоровые плоды.

    22. Взаимосовмещенные сосуды – судьба человека.

    Как часто, стремясь стать счастливыми, люди стараются добиться всего сразу: и благополучной семьи, и карьеры, и здоровья, и материального благополучия. Но если представить, что жизнь человека это четыре объединенных сосуда, то понятно, что если один сосуд будет наполнен доверху, то в другом содержимое уменьшится. И чем больше наполнится в одном, тем больше уменьшиться в другом.

    Человеку трудно совмещать благополучие семьи и карьеру, карьеру и здоровье, наличие больших денег и хорошие отношения со своими детьми. Ведь жизнь часто дает нам такие примеры, когда добившиеся больших высот в спорте, искусстве, кино люди в конце своей карьеры оказываются одинокими и забытыми людьми. Делая успешную карьеру, трудно находить время для семьи и детей. А посвятив жизнь детям, не хватает времени на работу.

    Но можно ли совмещать все: и карьеру, и семью, и детей, и здоровье? Можно, не требуя от жизни того, чтобы все сосуды были полными. Должна быть определенная грань, определить приоритеты собственной жизни, и для каждого человека эта грань своя. Главное понять, где она и тогда человек чувствует гармонию, которую принято называть человеческим счастьем.

    23. Укроп – учительский клуб.

    Как известно растение укроп довольно не привлекательно на вид.

    Так же как и профессия учителя не входит сегодня в число престижных из-за низкой заработной платы, повышенной моральной ответственности, все возрастающих требований к профессии педагога.

    Но при этом целебные качества укропа неоспоримы. Замечено, что если регулярно принимать в пищу укроп, из организма выводятся шлаки, происходит обогащение витаминами.

    Обучение было бы сильно затруднено без учителя, без постоянного помощника в деле добывания знаний, в деле воспитания.

    Если рассмотреть строение укропа, то видно, что каждое зернышко держится обособлено, но подчинено общему «зонтику».

    Учитель, также, являясь индивидуальностью, всегда подчинен общим принципам и законам педагогики и общей идее педколлектива. И чем сильнее веточка (идея) тем крепче все растение, тем качественнее будут плоды.

    24. Хвойный лес – человеческая грубость.

    Идет человек по лесу, наслаждается природой, свежим воздухом. И вдруг его задевает колючая хвойная веточка. Что при этом испытывает человек? Боль, обида, злость и прочие неприятности. Но стоит ли отвечать агрессией на агрессию? Начни ты драться с еловой веткой – будет еще больнее, а мягче ты ее не сделаешь все равно.

    Стоит ли отвечать на человеческую грубость грубостью? Часто такая тактика поведения приводит лишь к разрастанию конфликта, а не решению проблемы. Бывают люди грубые, невежественные, которые просто не умеют вести себя по-другому. Один из способов, наиболее для себя безопасных, это игнорирование или попытка обернуть ситуацию в шутку и юмор.

    25. Приборы в автомобиле – роль психолога в образовании.

    Если представить школьную систему как некоторый механизм (для удобства воспользуемся образом автомобиля), то роли в этом распределяются следующим образом.

    Автомобиль – процесс обучения
    Движение – развитие ученика.
    Водитель – директор школы
    Колеса – учебно-воспитательный процесс, заместители директора
    Панель управления – психолог
    Мотор – педагоги
    Фары – социальный заказ родителей
    Дорога – учебно-воспитательное пространство школы

    Развитие ребенка всегда динамично, поэтому в выборе образа был отдан приоритет не статическому объекту, а образу, олицетворяющему какое-либо движение. Данная картинка позволяет понять, что основным двигателем механизма являются педагоги школы. От того, в каком состоянии находятся педагоги, зависит весь процесс движения. Но сам по себе мотор не заработает, им необходимо управлять. А управляет машиной водитель. От его профессионализма и мастерства зависит многое. Можно просто жаловаться, на то, что машина попалась плохая, а можно изменять, исправлять, находить дополнительные средства, прилагать усилия так, чтобы машина была в порядке.

    Фары помогают видеть направление, позволяют машине избежать ненужного пути. В данном случае – это заказ родителей. Для чего они отдают ребенка в школу? Не определившись с ответом на этот вопрос, школа будет блуждать в поиске своего направления как автомобиль в потемках.

    Но даже при великолепном водителе, мощном моторе, автомобиль не поедет без колес. Эту роль выполняют заместители директора. На практике так и получается, что основная работа школы возлагается на завучей. И хорошо если они равны по значимости в школе и движения их друг с другом согласованны. Две пары колес отражают учебную и воспитательную работу. Тогда когда они работают в единой системе, автомобилю двигаться легче.

    Отдельно остановлюсь на школьных психологах. В данной картинке им отведена роль панели управления. То есть психолог показывает водителю реальное состояние его механизма, отдельных его частей, предупреждает о возможных проблемах, но при этом решение принимает водитель. Он может принять во внимание показания приборов, а может проигнорировать. В любом случае последнее слово остается за ним.

    <<НАЗАД                                                                                                ДАЛЕЕ>>

  • Hosted by uCoz