Моя визитка
Роль психолога в школе
Использование рисуночных метафор
Конфликтология - "Давай, договоримся!"
Вопросы воспитания в картинках
НАЗАД

3. Несколько рассказов о …
или философский взгляд на некоторые проблемы воспитания

1. Роза – ребенок

Роза – прекрасный благородный цветок. Не даром считается царицей в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать.

Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребенок имеет свои недостатки так же, как и роза имеет шипы.

«Корнями» ребенка являются: здоровое семя, генофонд, состояние здоровья, задатки, характер и пр., которые находятся в хорошей «почве» - семья, социум.

Как розу легко можно сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему.

2. Кормление ребенка кашей – обучение ребенка.

Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать кашу и поднести ее ко рту малышу. Если малыш не хочет брать кашу в рот, мама начинает играть, развлекать ребенка («машина едет – открывай ворота» и т.п.) При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что и стол, и пол, и одежда ребенка не окажутся в каше, и не придется после все перемывать и перестирывать. На второй картинке ребенок ест сам, испачкав все: и одежду, и стол, и полы. Мама при этом находится рядом, лишь присматривая за ним. Оба способа приведут к результату – ребенок будет накормлен и сыт. Но житейский опыт приобретет лишь второй малыш, который создал столько неудобств маме.

Очень часто взрослые создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застегиваем ребенку пуговицы, стираем, готовим, заправляем постель и т. д. А через несколько лет сталкиваемся с тем, что ребенок не самостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него все сделают и все за него решат. Вторая же ситуация требует от нас больше терпения, выдержки, времени – всего того, что нам так не хватает. Но воспитание можно сравнить с тем, как мы делаем вклад в банк – что внесешь сегодня, то же ты получишь с процентами через несколько лет.

3. Движение автомобилей – обучение ребенка.

Движутся два автомобиля. В первом находится шофер, а рядом сидит пассажир или инструктор. Скорее всего, они едут спокойно, слушая музыку, приятно беседуя. Движение этого автомобиля зависит от внимания и действий шофера. Во втором автомобиле поломка. Его толкает человек, скорее всего пассажир, а шофер при этом только держится за руль. Толкающий человек чувствует злость, обиду, раздражение. Он напряжен, измотан. Шофер может переживать из-за поломки автомобиля, а может и нет. Особых усилий при этом он не испытывает, ведь его все равно толкают. Оба автомобиля когда-нибудь доедут до места назначения. Но есть риск, что второй автомобиль может задержаться или вовсе остаться на полпути.

Эта картинка показывает процесс обучения ребенка. Когда ребенок учится, действуя сам, ошибаясь, пачкаясь, спотыкаясь, чувствуя взрослого лишь как помощника, подсказчика, он добьется больших успехов и результатов. Если же за ребенка основную работу делает взрослый (родитель, воспитатель, учитель), если ребенка не ставят в условия самостоятельного поиска решения проблемы, не дают ему права выбора, движение этого ребенка будет гораздо затруднено. При этом большее неудобство испытывают как раз взрослые, а не сам ребенок

4. Шар на наклонной плоскости – умственная деятельность.

Чтобы шар начал движение по наклонной плоскости вверх необходима определенная движущая сила. Эта сила должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнет движение в обратную сторону, то есть начнет скатываться. И тогда, чтобы вернуть шар на прежнее место необходимо дополнительное усилие. В случае если сила будет прежней, шар будет двигаться с прежней скоростью, но все же отставая от других.

Шар – это умственная деятельность человека. Наш ум требует постоянной загрузки. Недозагрузка умственной деятельности губительна для мозга. Стоит человеку сделать в учебе большой перерыв, и уже становится труднее наверстывать упущенное. Мозг начинает «лениться». И чтобы привести его в движение, необходимо дополнительное усилие, какой–либо стимул. Проблемы в обучении часто связаны именно с тем, что когда-то упущенное не было восстановлено. Получается некий замкнутый круг, из которого трудно выйти. Ребенку непонятно, из-за этого ему становится не интересно, а неинтересно, потому что непонятно.

4. Губка – воспитание ребенка

Губка – это предмет, который очень хорошо впитывает в себя воду. Можно специально налить в нее жидкость – она впитает ее, и скорее всего часть воды не попадет в нее. Но кроме этого в нее попадет жидкость находящаяся вокруг нее. И если мы захотим получить из нее воду обратно, то, скорее всего, она выдаст нам именно ту жидкость, которую в себя впитала специально или случайно: вольем синюю – и получим синюю, вольем красную – такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.

Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому, можно логично предположить, что то, что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем сколько угодно, что называется «вливать в него специально» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум – которое тоже устанавливает свои правила, оказывает огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно ребенку твердить ежедневно, что курить вредно, если он видит с каким наслаждением это делает его отец, брат и т.д. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей. Взрослые показывают, что это делать можно, при этом твердя, что это вредно. Таким образом «смешав» хорошее и плохое в одно, у ребенка возникает тревожная неопределенность.

6. Цветок – готовность к школе.

Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. Кроме этого питание цветка идет еще и от листьев. При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который подгрызает корни. Тогда болеет весь цветок.

То же самое происходит и с ребенком, когда он поступает в школу. Ошибочное мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребенок к школе, тем лучше ему будет в школе. За гонкой за успехами в развитии специальных навыков часто упускается развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки, мотивация и пр. И получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессов) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма) цветок все равно распустится (ребенок быстро научится и читать, и писать, и решать задачи). Но состояние цветка зависит еще и от качества листьев, через которое тоже идет питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве – это кризис семи лет. Время когда у ребенка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем с понятием дезадаптация к школе.

7. Лестница с перилами – обучение в школе.

Подниматься по лестнице всегда трудно. Более подготовленным легче, для тех, кто послабее труднее. Облегчить это восхождение могут крепкие и прочные перила. Хорошо если они находятся на доступном для человека расстоянии, не имеют трещин и не прерываются в самый нужный момент.

Обучаясь в школе, и переходя из одного класса в другой, ребенок поднимается на более высокую ступень своего развития. Но это восхождение будет намного легче и интереснее, если у ребенка будет возможность постоянно опираться на перила: поддержка учителей и родителей. Если хоть одни перила будут «сломаны» движение ребенка будет неустойчивым и затрудненным. Очень часто получается так, что родитель отдав ребенка в школу, как в камеру хранения, не уделяет ему должного внимания и не оказывает помощь. Возможно, считает, что теперь это забота полностью ложится на школу. Вот и получается, что одни перила оказываются надломлены. При этом психологическая служба призвана освещать эту лестницу (сопровождать развитие ребенка), создать условия, при которых ребенок сам увидит те препятствия, которые находятся на его пути, и сможет быть к ним готовым.

8. Вхождение в холодную реку – адаптация

Человек входит в воду. Почему у него появилось это желание? Может он получил достаточное количество тепла на берегу, и теперь решил охладиться, может ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае, у человека появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много – собственное желание, необходимость и пр. Что испытывает человек, только что вошедший в воду? Сначала тревога, может даже и страх, затем неудобство от резкой смены температуры, затем постепенное привыкание и после уже не хочется выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям.

Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала будет тревога, затем неудобства от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобится не менее трех недель для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому-то достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени. Те же закономерности существуют при переходе из детского сада в школу, из начального в среднее звено, из школы в профессиональные учебные заведения. Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего, человек должен знать, что его ожидает и быть к этому внутренне настроенным.

9. Автомобиль – самоуправление, саморегуляция.

Любой механизм имеет рабочее устройство и устройство управления. Для того, чтобы автомобиль двигался, водитель управляет скоростью, направлением, состоянием, степенью комфортности. В тоже время и сам автомобиль по типу обратной связи дает водителю информацию о своей скорости, направлении, исправности. Чтобы куда-либо доехать водитель должен иметь цель, спланировать свои действия, совершить эти действия и проконтролировать их выполнение. Если на пути следования водитель почувствовал какую-то неполадку, скорее всего, он не поедет дальше, а остановится, откроет капот и попробует найти причину неполадки. Бить при этом машину по стеклам или наоборот гладить ее, не пытаясь исправить неполадку, толку не даст. Рано или поздно неустраненная причина вновь даст о себе знать.

Человек представляет собой тот же механизм. Отличие от автомобиля лишь в том, что рабочая система и система управления объединены в одно целое. Управление происходит с помощью сознания. Оно «слушает» состояние организма, его возможности, а организм дает обратную информацию о себе. К сожалению, когда человек чувствует, что что-то с ним происходит не так, что-то не получается, он чувствует дискомфорт, раздражение, не всегда он может остановиться и поискать причины своих неудач, а продолжает «движение». При этом может еще либо «гладить» себя, убеждая в том, что он самых хороший, самый замечательный, а вокруг все такие нехорошие, только и делают, что его обижают. А может и наоборот – «бить свои стекла», занимаясь самобичеванием, твердить себе и другим, что он самый плохой, самый несчастный. Найти причину неудачи можно только спокойно проанализировав каждую свою «деталь», каждый свой шаг, каждое действие

10. Птицы – темпераменты.

Птицы бывают разными по внешнему виду, по поведению, по способу существования. На этой картинке четыре птицы. Ласточка – вечно неугомонная, постоянно в движении, в действии. Ей не составляет особого труда каждый год улетать в далекие края и возвращаться домой. Воробей – тоже постоянно в движении, в поиске пропитания, но при этом более осторожный и не такой рискованный, чем ласточка. Голубь – спокойный, «домашний», гордый, незлобный. Особо инициативу не проявляет, питается в основном тем, что подадут. Сова – очень спокойная, ведет размеренный образ жизни, не делает лишних движений, старается ничем себя не выдавать, все действия тщательно продуманы и взвешены. И при этом считается мудрой птицей. Какая из этих птиц лучше, какая хуже – сказать трудно. У каждой есть свои достоинства и свои недостатки.

Людей, как и этих птиц, отличает особенности темперамента, которым владеет человек. Одни очень активны, импульсивны как ласточки (холерики), другие - со средней активностью как воробьи (сангвиники), третьи – более спокойны, уравновешены как голуби (флегматики), четвертые – несколько медлительны, расчетливы как совы (меланхолики). Но в большинстве случаев встречается смешение нескольких типов темперамента. При этом ни в коей мере не снижается ценность и значимость данного человека

11. Упряжка лошадей – семья.

Бег двух лошадей в упряжке – красивое зрелище. Обе бегут рядом, ни одна из них не пытается вырваться вперед. Каждая знает свои обязанности и чувствует поддержку другой лошади. Если же одна из лошадей захочет оказаться впереди или вырваться из упряжки, то получается хаотичное движение, при котором страдает вся повозка. При этом есть риск потерять часть груза. Бывают повозки и с одной лошадью, но они выглядят уже более усталыми.

Слово супружество переводится как двое в одной упряжке. Движение упряжки будет ровным и красивым, если обе лошади двигаются равноправно (В семье все обязанности должны быть общими, не перекладывая груз на одного).

Если же в упряжке не две, а одна лошадь, то, как правило, она сильно измотана и не красива для окружающих. При частых конфликтах, когда один пытается завладеть большей властью и правами, возникает хаотичное движение, кидания в разные стороны, от которой страдает вся повозка (вся семья и в большей степени – дети). В такой борьбе за свои права часто не обращается внимание на состояние детей, на их переживания, на их проблемы.

12. Устье большой реки – подростковый возраст.

Всякий ручеек, как правило, впадает большую реку. Вода в ручейке такая веселая, такая чистая, такая беззаботная. Но там, где происходит впадание в большую реку, все кажется таким манящим и в тоже время таким пугающим. Вода в реке то бурная, то спокойная, то натыкаешься на камни, то запутываешься в густых водорослях. И иногда так хочется вернуться обратно, но это невозможно. В том месте, где встречаются две воды всегда бывает не спокойно, всегда происходит бурление. Что ожидает маленького ручейка в больших водах, как его там встретят?

Подростковый возраст – это стремление человека побыстрее войти во взрослую жизнь, оставаясь еще во власти детства и постоянного контроля родителей и учителей. Человек требует к себе отношения как ко взрослому, при этом не понимая, как он должен себя вести. И часто оказывается очень податлив более сильному влиянию. Процесс «впадания» во взрослую жизнь может оказаться болезненным и очень бурным. Всегда при этом есть чувство растерянности, непонимания, опасности. И то, как пройдет этот неизбежный процесс во многом зависит от того, какие взрослые (какие воды) подхватят на этом этапе этот ручеек. Но процесс этот неизбежен.

13. Рыба на блюде – раннее взросление.

Рыба на блюде - как она манит ароматами, как она желанна, так и хочется ее попробовать. Но есть ее нужно медленно, не спеша, разглядывая каждую косточку, каждый кусочек в отдельности. Тогда она наградит нас своим прекрасным вкусом и полезными свойствами. Если же поторопиться, то можно подавиться косточкой. И тогда вместо вкуса мы еще долго будем помнить боль в горле от застрявшей косточки. А иногда это приводит к хирургическому вмешательству с кучей неблагоприятных последствий.

То, как ребенок торопится попробовать взрослую жизнь на себе, можно сравнить с тем, как мы едим костлявую рыбу. Если очень поторопиться и захотеть откусить слишком большой и непосильный кусок или делается это не по возрасту рано, есть риск подавиться косточкой. И эта боль будет очень долго мучить человека. Может произойти разочарование и недовольство вкусом этой рыбы.

Если же есть ее не спеша, рассматривая каждый кусочек, видя и зная все опасные косточки, можно почувствовать настоящий вкус деликатеса.

<<НАЗАД                                                                                                ДАЛЕЕ>>


Hosted by uCoz