Моя визитка
Роль психолога в школе
Использование рисуночных метафор
Конфликтология - "Давай, договоримся!"
Вопросы воспитания в картинках
НАЗАД

Введение

Сегодня уже никого не удивляет нагромождение нововведений в систему школьного обучения. Не успевают школы разобраться в одном эксперименте, как добавляется другое новшество. Зачастую несколько экспериментов идут одновременно: и ЕГЭ, и профильное обучение, и предпрофильная подготовка, и переход на личностно-ориентированное обучение и пр. Это огромная нагрузка на учителей, на родителей и, прежде всего, на учащихся школ. Добавим к этому еще и тот факт, что в школы при этом имеют те же ресурсы, как и до экспериментов, та же материально-техническая база, тот же уровень педагогов, тот же уровень обученности учащихся, тот же уровень оснащенности учебными и методическими пособиями, оборудованием.

При всех нововведениях школы огромная роль отводится школьным психологам. И здесь у многих педагогов-психологов (ссылаясь на различные публикации в СМИ) возникает вопрос, почему проектирование таких важных образовательных экспериментов, требующих обязательного участия психологов, как-то проходит без их участия. Школьные психологи принимают нововведения как факт, и лишь после этого должны вести отслеживание их эффективности.

Логически напрашивается следующий вопрос, как и с помощью какого инструментария необходимо вести отслеживание эксперимента, как проводить психологическую экспертизу внутри школы. Какие критерии более важны в том или ином эксперименте. Ведь не секрет, что с введением ЕГЭ многие психологи сталкиваются с некоторыми противоречиями в своей работе. Так, например, профориентационная работа с ребенком показывает один профиль дальнейшего обучения, а необходимость сдавать ЕГЭ заставляет его действовать по-другому и просто «приспосабливаться» к современным условиям, при которых ребенок поступает не туда, куда велит его призвание, а туда где легче поступить. Другое противоречие заключается в том, что в критерии результативности работы школы на сегодняшний день большая роль отводиться результатам ЕГЭ, при этом педагоги вынуждены настраивать детей так, что ЕГЭ решает, чуть ли не всю дальнейшую судьбу ребенка, что естественно повышает уровень тревожности, страх перед будущим. При этом задача психолога снизить этот уровень. Но психолог один противостоит огромному прессингу со стороны педагогов и родителей. На сколько его работа в этих условиях эффективна?

Не мало вопросов возникает и с профильной и предпрофильной подготовкой учащихся. Казалось бы, данное нововведение должно способствовать повышению учебной мотивации, подготовке к дальнейшему обучению, повышению уровня обученности учащихся. Но на практике мы видим, на сколько трудно дается детям в 9 классе выбор своего будущего. Много ли найдется 14-летних детей твердо знающих, чем они будут заниматься в жизни? Человека ищет себя всю жизнь. Тем более что, современная жизнь такова, что ежегодно появляется по 400-500 профессий и специальностей. И даже если есть дети, которые уверены в своем выборе, все ли школы способны удовлетворить потребности каждого ребенка?

Подобный анализ проблем и противоречий в условиях школьных нововведений можно было бы еще продолжить, но главной задачей данной работы это не является. Этот доклад – попытка систематизировать работу школьного психолога в тех условиях, в которых мы работаем сегодня. Ведь никто, наверное, не станет отрицать, что изменения в системе школьного обучения нужны, что ориентиры образования на сегодняшний день должны быть другими.

И для того чтобы современной школе как-то определиться с собственным направлением работы и в какой-то мере защитить это направление в русле глобальных изменений, появляется необходимость создания собственных школьных проектов развития. Это дело далеко не простое для педагогов, которые привыкли работать по определенным программам и стандартам. Здесь опять же школы вспоминают о психологах и ждут от них помощи.

Очень хорошо по этому поводу сказано у М. Битяновой: «Школы обретают свое индивидуальное лицо, таких – своеобразных становится все больше. Им нужны специалисты, ориентированные на решение столь же своеобразных задач. А посему школьному психологу необходимо не папочку с общероссийским стандартом психологической деятельности заводить, а прежде всего учиться проектированию и экспертизе. Его базис – современная практическая психологи образования, его инструмент – проектировочные умения, выбор модели деятельности, востребованной школой сегодня и в ближайшей перспективе».

Цель работы:
Определить роль школьного психолога в условиях образовательных нововведений и выработать систему работы по сопровождению инновационной деятельности школы.

Задачи:

  • Определить пути взаимодействия педагога-психолога с участниками учебно-воспитательного процесса. ?
  • Сделать анализ проблем и трудностей перехода на инновационную деятельность школьного коллектива ?
  • Определить основные формы работы педагога-психолога в условиях школьных инноваций ?
  • Обобщить работу за последние два года по сопровождению инновационной деятельности АСОШ №2.


                                                                                                                       ДАЛЕЕ>>


  • Hosted by uCoz