Моя визитка
Роль психолога в школе
Использование рисуночных метафор
Конфликтология - "Давай, договоримся!"
Вопросы воспитания в картинках
НАЗАД

2. Методы описания и понимания психологии человека

Все понимают, насколько актуальна сегодня проблема психологизации родителей. Но если в сознании педагогов значимость психологии определенным образом закреплена, то с родителями дело обстоит сложнее. Они не изучали специальных дисциплин, многие даже не считают нужным чтение литературы по воспитанию детей. Если же педагог организовывает родлектории по психологии, то многое родителям остается непонятным. К тому же, на родительских собраниях родители часто чувствуют себя в роли воспитанников, а не равноправных участников воспитательного процесса.

Процесс понимания можно рассматривать и с точки зрения психологии, которая находится в тесной связи с философией и, исходя из этого, сделать скучные и сложные лекции по психологии доступными и интересными.

Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание – это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни. В качестве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог и др.

Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики – ее рефлективной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. В. Дильтей отмечал, что в основе психологии всегда лежит связь душевной жизни как непосредственно и первоначально данное и эта связь может быть постигнута внутренним восприятием. Так же как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения, С.Л.Рубинштейн отмечал, что «данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира». Тем большее значение данные самонаблюдения имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека. Показания самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяются оценками других людей. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действительностью. Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний – природный и социальный мир.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другим.

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т.п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследователя. Собственно, во включенном наблюдении нет как такового жесткого разделения на исследователей и исследуемых. Каждый из участников групповой работы может занять позицию исследователя как относительно другого, так и относительно себя.

Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности понять собеседника в сопереживании ему. Этот метод способствует установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода, по К. Роджерсу, «требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание»

Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличии от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение. Анализ. Рассуждение и т.п.

Диалогическая беседа в отличии от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познания усматривается только через понимание. В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право и возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В беседе как диалоге исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия.

Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств, своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни осуществляется по механизму аналогии. «Внутреннее восприятие, - писал В.Дильтей, - мы восполняем постижением других. Мы постигаем то, что внутри их. Происходит это путем духовного процесса, соответствующего заключению по аналогии». При интерпретации внутреннего мира другого человек использует многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т. п.

Использование этих методов описательной психологии позволят привлекать слушателей в деятельность, в результате которой происходит понимание проблемы. И как видно из описания методов, все они основаны на равноправии психолога (лектора) и участника беседы. С.Л.Рубинштейн писал, что для понимания многообразных психических явлений в их существенных внутренних взаимосвязях «нужно прежде всего найти ту «клеточку», или «ячейку», в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их единстве». «…Такой клеточкой является любое действие, как… единица деятельности».

Связь образов с действиями выступает по нескольким линиям, Во-первых, действия являются средствами формирования образов. Ни один образ, на чувственный, на абстрактный, не может быть получен без соответствующего действия субъекта. Образ всегда есть результат, продукт определенных действий. Восприятие как чувственный образ – результат действий восприятия, продукт «воспринимания». Понятие – продукт различных познавательных действий человека, направленных на те объекты, понятие о которых у него формируется. Во-вторых, операции составляют психологический механизм образов. Актуализация образа, восстановление его субъектом – это всегда выполнение им тех операций, которые лежат в основе образа, органически входят в него. В–третьих, использование образа в процессе решения различных задач также происходит путем включения его в то или иное действие.

Поэтому, используя картинки для описания явлений психической жизни человека, я опиралась на уже имеющийся жизненный опыт каждого человека. Образ растения, реки еды, предмета воспринимается легче, потому что это осязаемо и созерцаемо для каждого человека. Проводя аналогию между знакомым предметом и явлением и воспитательной проблемой, понимание происходит быстрее и не в отдельности, а в целом – в системе со многими взаимодействующими категориями и понятиями.

<<НАЗАД                                                                                                ДАЛЕЕ>>


Hosted by uCoz