Попробуем подробнее остановиться на основных этапах работы.
В этой системе задачей психолога является анализ таких психологических параметров как: Но самым основным моментом на данном этапе является организация круглого стола, на котором собираются все участники комплексного анализа работы школы. В этом так же может принять активное участие педагог-психолог, так как в его арсенале всегда имеются сценарии деловых игр, позволяющих активизировать деятельность всех участников мероприятия. В данном случае срабатывает принцип: «Призыв, брошенный всем, поймают лишь единицы». Если мы будем действовать по этому принципу, оперируя фразами «Мы должны работать по-новому», «Давайте что-либо изменим» и пр., скорее всего больших результатов добиться будет трудно. Самым действенным в таком случае является применение личностно-ориентированного подхода к каждому педагогу. Помочь преодолеть существующие барьеры, найти собственные ресурсы и возможности, помочь определить тему своей работы так, чтобы она пересекалась с общей проблематикой школы.
В данном случае могут помочь методы, применяемые в индивидуальном психологической консультировании. В ходе консультирования основной задачей является активизация собственных ресурсов у каждого конкретного педагога, а не подача готового решения со стороны. Таким образом, можно схематично представить систему психологического сопровождения школьных инноваций. 1.3. Психологическое обоснование и основные проблемы перехода на личностно-ориентированное обучение.Практически все нововведения, предлагаемые школам, ориентированы на внедрение личностно-ориентированного подхода в обучение. Сегодня, наверное, каждый учитель знает и понимает важность перехода на личностно-ориентированное обучение. Каждый понимает, но не каждый применяет принципы такого обучения на практике. К сожалению, этот процесс происходит очень трудно и медленно. Идеи личностно-ориентированного обучения не новы, и время от времени они обозначаются как первостепенно важные.
И психология в этом процессе играет не последнюю роль. Понятие личность имеет психологическую основу. Поэтому важно обозначить основные проблемы, которые могут влиять на внедрение личностно-ориентированного подхода. Психологическая структура личностиВоспитательная среда – это та деятельность, которая окружает ребенка, из которой он черпает знания об отношениях: семья, двор, друзья, внешкольные учреждения, система взаимоотношений, печать, телевидение, радио, вещно-предметное пространство.
Процесс воспитания рассматривается как процесс формирования отношения ребенка к: Анализируя данную картинку, мы видим, что, формируя у ребенка только знания, умения, навыки мы воздействуем лишь на малую часть всей структуры личности. Свойства и состояния личности находятся в «руках», так как этим человек живет и этим он выделяется среди других людей. Но основу (базу) составляют наиважнейшие категории – это потребностно-мотивационнная сфера (интересы и желании) и деятельность. Не будут развиты они – не будет развития вообще. Конечная цель учения состоит в подготовке к самостоятельной трудовой деятельности. В связи с этим в содержании учения нельзя включать только знания, умения и навыки. Ученик должен владеть и способами учения. Уместно здесь вспомнить притчу: Однажды орлица отдала на воспитание маленького орленка своему отцу – старому орлу. Через некоторое время, понаблюдав за процессом воспитания, она поинтересовалась у отца: «Скажи мне, почему ты все время учишь его летать, летать, летать, не совершенно не уделяешь внимания тому, чтобы научить его преследовать пищу, охотиться на зайцев, ловить рыбу? Разве это ему не надо? «Конечно надо, - сказал старый орел. – Но когда я научу его летать, голод научит его преследовать пищу, охотиться на зайцев и ловить рыбу». Что же мешает внедрению личностно-ориентированного подхода в обучении? Попробуем выделить несколько причин. Но, прежде, необходимо привести данные анкетирования, проведенного среди российских учителей и опубликованных в одном из журналов.
Анализ анкетирования российских педагогов. Данные показывают, что то, что приветствуется при личностно-ориентированном подходе (активность, дотошность) раздражает большее количество педагогов. Анализ собственной работы и публикаций в прессе, позволяют выделить следующие проблемы. Основываясь на образ автомобиля, мы знаем, что основным двигателем процесса обучения являются педагоги, то и выделяемые проблемы относятся к педагогам.
|