Моя визитка
Роль психолога в школе
Использование рисуночных метафор
Конфликтология - "Давай, договоримся!"
Вопросы воспитания в картинках
НАЗАД

Попробуем подробнее остановиться на основных этапах работы.
1. Ни один проект не может быть создан на пустом месте, без хорошего качественного, подробного анализа. Чем полнее будет сделан анализ, тем легче определиться с главной проблемой. И, как правило, эту работу полностью пытаются поручить психологам. Но, так как психологи не отвечают за всю работу в школе, анализ лучше проводить по следующей схеме.

В этой системе задачей психолога является анализ таких психологических параметров как:

  • уровень интеллектуального развития учащихся,
  • уровень эмоционального состояния всех участников образовательного процесса,
  • уровень учебной мотивации, в который может входить выбор профиля обучения,
  • уровень мотивации педагогов и родителей.

    Но самым основным моментом на данном этапе является организация круглого стола, на котором собираются все участники комплексного анализа работы школы. В этом так же может принять активное участие педагог-психолог, так как в его арсенале всегда имеются сценарии деловых игр, позволяющих активизировать деятельность всех участников мероприятия.
    2. На втором этапе создания проекта наиболее эффективным является проведение педагогического совета по методу «Мозговой штурм». На основе уже составленного анализа педагогами самими определяются основные противоречия и проблемы, требующие решения. Эта методика позволяет организовать деловую игру так, что вовлеченным в нее оказывается каждый присутствующий и не дает возможности некоторым педагогам (а такие часто встречаются), которые привыкли пользоваться временем педсоветов для проверки тетрадей, журналов, чтения газет и пр. Здесь так же необходимо самое активное участие психолога, прежде всего как эксперта и как одного из организаторов мероприятия.
    3. Одним из самых трудным моментов в создании проекта школы является следующий этап – осмысливание идей нововведений каждым педагогом. Как привлечь максимальное количество педагогов в инновационную деятельность? Как помочь педагогам найти свое место в общем деле?

    В данном случае срабатывает принцип: «Призыв, брошенный всем, поймают лишь единицы». Если мы будем действовать по этому принципу, оперируя фразами «Мы должны работать по-новому», «Давайте что-либо изменим» и пр., скорее всего больших результатов добиться будет трудно. Самым действенным в таком случае является применение личностно-ориентированного подхода к каждому педагогу. Помочь преодолеть существующие барьеры, найти собственные ресурсы и возможности, помочь определить тему своей работы так, чтобы она пересекалась с общей проблематикой школы.

    В данном случае могут помочь методы, применяемые в индивидуальном психологической консультировании. В ходе консультирования основной задачей является активизация собственных ресурсов у каждого конкретного педагога, а не подача готового решения со стороны.
    4. На этапе поиска путей решения проблем, психологи выступают в качестве экспертов. Необходимо следить, чтобы предлагаемые формы и методы решения проблемы не противоречили законам сохранения психического и физиологического здоровья. Кроме этого, необходимо помочь определиться с тем, на какие конкретные параметры развития личности направлены нововведения и насколько это востребовано. Кроме этого, педагогам зачастую бывает необходима помощь в разработке и проведении мониторинга. Психолог может помочь в подборе диагностического материала, направленного на отслеживание результативности, и анализе полученных данных в ходе эксперимента.
    5. Осознавая тот факт, что педагоги, как правило, делятся на две категории: педагоги-практики и педагоги-теоретики, иногда бывает необходима помощь на этапе трансляции педагогического опыта. Очень часто педагоги, имея богатый и ценный опыт, затрудняются в составлении докладов и его представлении. Здесь необходима со стороны психолога поддержка и работа по повышению уверенности.

    Таким образом, можно схематично представить систему психологического сопровождения школьных инноваций.

    1.3. Психологическое обоснование и основные проблемы перехода на личностно-ориентированное обучение.

    Практически все нововведения, предлагаемые школам, ориентированы на внедрение личностно-ориентированного подхода в обучение.

    Сегодня, наверное, каждый учитель знает и понимает важность перехода на личностно-ориентированное обучение. Каждый понимает, но не каждый применяет принципы такого обучения на практике. К сожалению, этот процесс происходит очень трудно и медленно. Идеи личностно-ориентированного обучения не новы, и время от времени они обозначаются как первостепенно важные.

    И психология в этом процессе играет не последнюю роль. Понятие личность имеет психологическую основу. Поэтому важно обозначить основные проблемы, которые могут влиять на внедрение личностно-ориентированного подхода.
    Но, прежде всего, обозначим основные понятия данного подхода.
    В самом определении лежит ответ в том, что обучение должно быть ориентировано на личность ученика, но что это значит?
    Личность – это человек, обладающий сознанием и индивидуальностью. Личность определяется тем:
    1. Что она знает
    2. Что она ценит
    3. Что и как она созидает
    4. С кем и как она общается
    5. Каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

    Психологическая структура личности

    Воспитательная среда – это та деятельность, которая окружает ребенка, из которой он черпает знания об отношениях: семья, двор, друзья, внешкольные учреждения, система взаимоотношений, печать, телевидение, радио, вещно-предметное пространство.

    Процесс воспитания рассматривается как процесс формирования отношения ребенка к:
    1. миру
    2. знаниям (науке)
    3. окружающей природе
    4. прекрасному (искусство)
    5. себе и окружающим людям
    6. труду

    Анализируя данную картинку, мы видим, что, формируя у ребенка только знания, умения, навыки мы воздействуем лишь на малую часть всей структуры личности. Свойства и состояния личности находятся в «руках», так как этим человек живет и этим он выделяется среди других людей. Но основу (базу) составляют наиважнейшие категории – это потребностно-мотивационнная сфера (интересы и желании) и деятельность. Не будут развиты они – не будет развития вообще.

    Конечная цель учения состоит в подготовке к самостоятельной трудовой деятельности. В связи с этим в содержании учения нельзя включать только знания, умения и навыки. Ученик должен владеть и способами учения.

    Уместно здесь вспомнить притчу:

    Однажды орлица отдала на воспитание маленького орленка своему отцу – старому орлу. Через некоторое время, понаблюдав за процессом воспитания, она поинтересовалась у отца: «Скажи мне, почему ты все время учишь его летать, летать, летать, не совершенно не уделяешь внимания тому, чтобы научить его преследовать пищу, охотиться на зайцев, ловить рыбу? Разве это ему не надо? «Конечно надо, - сказал старый орел. – Но когда я научу его летать, голод научит его преследовать пищу, охотиться на зайцев и ловить рыбу».

    Что же мешает внедрению личностно-ориентированного подхода в обучении? Попробуем выделить несколько причин. Но, прежде, необходимо привести данные анкетирования, проведенного среди российских учителей и опубликованных в одном из журналов.

    Анализ анкетирования российских педагогов.
    1. Решающим мнением о своей работе педагоги считают мнение:

  • Учащихся – 5%;
  • Учителей-коллег – 37%;
  • Администрации – 15%.
  • 2. Чувства педагогов после рабочего дня.
  • Чувствуют удовлетворение от рабочего дня – 15%;
  • Чувствуют облегчение от того, что «на сегодня все закончилось» - 63%
  • 3. Качества учеников, которые больше всего раздражают учителей:
  • Излишняя активность – 72%;
  • Дотошность вопросов на уроках – 69%
  • Наплевательское отношение к учебе – 63%
  • Лень – 53%;
  • Корявость речи, жаргонные выражения – 47%
  • Нежелание думать – 42%
  • Неуважение к старшим – 32%
  • Манера поведения – 21%
  • Данные показывают, что то, что приветствуется при личностно-ориентированном подходе (активность, дотошность) раздражает большее количество педагогов.

    Анализ собственной работы и публикаций в прессе, позволяют выделить следующие проблемы. Основываясь на образ автомобиля, мы знаем, что основным двигателем процесса обучения являются педагоги, то и выделяемые проблемы относятся к педагогам.

    <<НАЗАД                                                                                                                   


    Hosted by uCoz