Моя визитка
Роль психолога в школе
Использование рисуночных метафор
Конфликтология - "Давай, договоримся!"
Вопросы воспитания в картинках
НАЗАД

Глава 1. Роль педагога-психолога
в инновационной деятельности школы.
1.1.Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательного процесса.

Вопрос места в системе школьного обучения педагогов-психологов до сих пор остается спорным. Каждый руководитель видит задачу психологов по-своему и пытается направить их работу в, как ему кажется, нужное направление. В такой ситуации психологи опять же попадают в противоречие. С одной стороны он хочет работать так, как его учили, с другой стороны он зависим от работодателя и во избежание лишних конфликтов с начальством вынужден выполнять не свойственные ему функции. В таких условиях он рискует попасть в категорию «массовиков-затейников», или «скорой помощи», или «тайного советника», который берет ответственность за принятие важных решений руководства.

Однажды мне в руки попала статья А.Адамского из газеты «Управление школой», в которой говорилось о роли психолога в управлении школой. Эта статья позволила образно изобразить систему управления школой и место школьного психолога в этой системе.

Так, если представить школьную систему как некоторый механизм (для удобства воспользуемся образом автомобиля), то роли в этом распределяются следующим образом.

Автомобиль – процесс обучения
Движение – развитие ученика.
Водитель – директор школы
Колеса – учебно-воспитательный процесс, заместители директора
Панель управления – психолог
Мотор – педагоги
Фары – социальный заказ родителей
Дорога – учебно-воспитательное пространство школы

Развитие ребенка всегда динамично, поэтому в выборе образа был отдан приоритет не статическому объекту, а образу, олицетворяющему какое-либо движение. Данная картинка позволяет понять, что основным двигателем механизма являются педагоги школы. От того, в каком состоянии находятся педагоги, зависит весь процесс движения. Но сам по себе мотор не заработает, им необходимо управлять.

А управляет машиной водитель. От его профессионализма и мастерства зависит многое. Можно просто жаловаться, на то, что машина попалась плохая, а можно изменять, исправлять, находить дополнительные средства, прилагать усилия так, чтобы машина была в порядке.

Фары помогают видеть направление, позволяют машине избежать ненужного пути. В данном случае – это заказ родителей. Для чего они отдают ребенка в школу? Не определившись с ответом на этот вопрос, школа будет блуждать в поиске своего направления как автомобиль в потемках.

Но даже при великолепном водителе, мощном моторе, автомобиль не поедет без колес. Эту роль выполняют заместители директора. На практике так и получается, что основная работа школы возлагается на завучей. И хорошо если они равны по значимости в школе и движения их друг с другом согласованны. Две пары колес отражают учебную и воспитательную работу. Тогда когда они работают в единой системе, автомобилю двигаться легче.

Отдельно остановлюсь на школьных психологах. В данной картинке им отведена роль панели управления. То есть психолог показывает водителю реальное состояние его механизма, отдельных его частей, предупреждает о возможных проблемах, но при этом решение принимает водитель. Он может принять во внимание показания приборов, а может проигнорировать. В любом случае последнее слово остается за ним.

В подтверждение этому можно привести слова А.Адамского о том, что управление и психология – не близнецы братья. «Вы можете объяснять поведение и мотивы принятия решений, можете строить даже теорию управленческой деятельности, но если директор школы призовет вас для совместного принятия решения – откажитесь.

…У психолога и управленца разные цели. Не потому, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Разная предметность, разные условия, разные параметры эффективности. Управленец ограничен ресурсами, психолог – своим видением структуры личности и ее движущих сил. Душа человека противится управлению, но без управления любая организация превращается в сумасшедший дом. А для принятия решения нет ничего вреднее «психологического обслуживания», психологического оправдания. Серьезный управленец нуждается в серьезной оппозиции, в проблематизации своей линии»

Прибор, указывающий на состояние механизма, наверняка не станет давать такие сведения, которые хочет увидеть водитель. Он показывает реальную картину, а что с ней делать решает водитель сам. И вполне естественно, что в такой позиции психолог взаимосвязан практически с каждой частью механизма. Он должен иметь возможность подобрать «проводки», которые и отражают инструментарий работы психолога к каждому участнику образовательного процесса.

Те руководители, которые завышают значимость психологов в школе, часто рискуют поставить их вровень с завучами, те же, кто занижают роль психологов, отводят им роль одного их педагогов. Занять свое место в большой системе, не нарушая ее структуры, задача сложная как для самого психолога, так и для руководителя.

1.2. Основные формы работы педагога-психолога в инновационной деятельности школы.

Теперь, когда роль психолога определена, необходимо определиться с основными формами работы в условиях инновационной деятельности.

Инновация – это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а так же на развитие более широкого пространства образования.

Инновационные механизмы развития образования включают:

  • Создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;
  • Создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • Инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • Интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постояннодействующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.

    Педагогические инновации имеют свои отличительные черты и особенности, которыми являются:

  • Предмет инновационной деятельности – личность: неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями;
  • Зависимость от объективных условий в виде социального заказа или востребованности обществом;
  • Психологическая готовность педагога к принятию и реализации педагогических инноваций.

    Отсюда можно сделать вывод, что в задачи психолога должно входить содействие в создании условий для того, чтобы педагоги и администрация захотели что-либо поменять в своей работе.

    Инновационная деятельность школы, создание школьного проекта развития, как правило, строится по следующим этапам.
    1. Анализ существующего положения.
    2. Поиск основных противоречий.
    3. Определение главных проблемных вопросов.
    4. Поиск путей решения проблемы.
    5. Определение критериев результативности создаваемого проекта.

    И логично было бы предположить, что, являясь «панелью управления», психологи должны быть задействованы на всех этапах создания школьного проекта.

    В одном из номеров газеты «Школьный психолог» была статья о том, что должен делать психолог в условиях экспериментальной работы. Материал этой статьи отразился в следующей таблице.

  • Этапы эксперимента Задачи психолога
    1 этап. Проектирование эксперимента Обеспечение максимально комфортных психологических условий для проектировщиков при создании программ. Проверка предполагаемых результатов и всего проекта на экологичность и соответствие психологическим и возрастным возможностям учащихся.
    2 этап. Разработка концепции эксперимента Определение и прояснение психолого-педагогических основ экспериментальной деятельности. Психологу следует помочь участникам эксперимента осознать, на каких позициях они находятся. Отсутствие рефлексии у педагогов по поводу психолого-педагогических основ, определяющих содержание эксперимента, может привести его к краху.
    3 этап. Реализация эксперимента. Помочь участникам эксперимента найти возможности для максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям и способы наиболее продуктивного развития в этих условиях.
    4 этап. Экспертиза результатов. Определение ресурсов для дальнейшего развития субъектов образовательной среды
    5 этап. Трансляция образов, разработанных в ходе эксперимента. Обеспечение оптимальных форм трансляции.


    <<НАЗАД                                                                                                        ДАЛЕЕ>>


    Hosted by uCoz